Как спортсмену стать успешным в спортивном бизнесе

Успешный спортсмен открывает фитнес-клуб, а бизнес не идет. Как стать успешным бизнесменом?

Знакомая ситуация? Человек был известным спортсменом, побеждал на помостах и подиумах, ставил рекорды, собирал толпы фанатов. Вот на пике славы он решает открыть свой клуб. И управлять им, разумеется, самостоятельно. Сначала его имя привлекает клиентов, все мечтают тренироваться в зале самого N! Но вот проходит совсем немного времени, и клуб пустеет, бизнес угасает, не получив развития. Успешному спортсмену стать успешным управляющим клубом часто не удается.

Аналогично и успешный тренер, не знавший отбоя от клиентов, наконец решает, что хватит работать «на дядю». Ведь он досконально знает свое ремесло, клиенты его любят — он просто обречен стать успешным управляющим собственного клуба! Но и тут случается неудача и все планы обрушиваются в одночасье. Почему так происходит? Давайте разберемся.

Прежде всего хочу отметить, что подобные неудачи вовсе не присущи одной лишь фитнес-индустрии. Таких «историй неуспеха» вы полным полно найдете практически в любой отрасли бизнеса. Сплошь да рядом успешные менеджеры по продажам, агенты по недвижимости или дизайнеры интерьеров, проработав n-ное количество лет в соответствующей фирме, досконально разбирающиеся в нюансах своей профессии, решают открыть свое дело и прогорают.

Нет, я вовсе не хочу сказать, что любой спортсмен или тренер, став у руля клуба или открыв собственный, неизбежно обречен на провал. Отнюдь. Многие из них достигают в бизнесе значительных успехов и являются вдохновителями для тех самых молодых перспективных атлетов и тренеров, окрыленных чужими успехами, которые, очертя голову бросаются в пучину предпринимательства и, увы, тонут в ней.

Так что же отличает успешных спортсменов-бизнесменов от бизнес-неудачников от спорта? И какие у спортсменов есть преимущества, перед бизнесменами, далекими от спорта, в этом специфическом направлении?

Сначала о преимуществах

Имя и авторитет в спортивном и околоспортивном мире — это однозначный плюс. Это привлекает в новый клуб как коллег по спорту, так и спортивных тусовщиков, фанов. Если дела в клубе идут не совсем плохо, то имя может работать долгие годы, даже если его обладатель уже давно покинул большой спорт.

Знание определенного направления спорта изнутри, понимание нужд тех, кто этим спортом занимается, умение ориентироваться в его трендах, разбираться в оборудовании и экипировке — также является серьезным подспорьем. Но здесь нас подстерегает одно НО… Направление это должно быть из того узкого набора, который должен стать буксиром в зарабатывании денег для всего клуба. Безусловно, существуют стратегии создания небольших закрытых и полузакрытых клубов узкой направленности, основанных на «неприбыльных направлениях спорта», но в Украине это малоперспективно, если цель — коммерческий успех. О том, на чем зарабатываются деньги в клубах и что является «балластом», я расскажу вам в отдельной статье.

Еще у спортсмена есть целеустремленнность и самодисциплина. Это тоже плюс, хотя и относится к вспомогательным личным качествам. На этом, пожалуй, существенные «активы» спортсмена и заканчиваются.

О недостатках, мешающих стать успешным бизнесменом

Теперь рассмотрим, чего обычно не хватает среднестатистическому спортсмену или тренеру для успешного ведения бизнеса. На самом деле это очевидно: не хватает именно специальных знаний и опыта ведения бизнеса! Зачастую не хватает и широты кругозора: отлично зная свою дисциплину, спортсмен может иметь лишь смутные представления о смежных, которые должны присутствовать в «джентельменском наборе» хорошего клуба. Для того, чтобы преуспеть в бизнесе, кроме везения и громкого имени, необходим систематический и комплексный подход. Надо знать, как минимум, основы менеджмента, уметь управлять персоналом, финансами, иметь навыки стратегического планирования, маркетинга и рекламы и прочих бизнес-дисциплин. Ведь одним лишь спортивным опытом такой сложный проект, как фитнес-клуб, не реализуется.

Отлично, если спортсмен имеет опыт не только в спорте, но и понимает, как устроена изнутри коммерческая компания. Если получил соответствующее основное или второе образование, прослушал дополнительные курсы или занимался самообразованием. Такой спортсмен-бизнесмен однозначно даст фору тем коммерсантам, кто просто решил вложить деньги в создание спортивного клуба, но никогда с этим ранее не сталкивался. Скажу более: такой человек имеет все качества, чтобы стать успешным и будет практически идеальным менеджером (хозяином, директором) клуба! Увы… Таких людей, как и в любой другой отрасли, в спортивной индустрии не так уж и много.

А что же делать обычному спортсмену, который очень хочет открыть свой клуб или обстоятельства сложились так, что ему пришлось возглавить уже существующий? На самом деле, страшного в этом ничего нет. Есть два пути: первый — самому осваивать премудрости бизнеса. Идти на курсы, поступать на второе высшее. Но на это потребуется время, за которое бизнес может захиреть. Тогда можно пойти по второму пути: найти партнера, разбирающегося в бизнесе услуг, хорошего консультанта либо команду опытных управленцев. Не даром народная мудность гласит: одна голова хорошо, а две — лучше. В принципе, наилучшим вариантом был бы именно компаньон, имеющий созвучные идеи и взгляды на этот бизнес. Если же клуб большой и предлагает клиентам разные направления, то в пору задуматься о команде наемных менеджеров.

Главное — понимать, что нерешаемых задач в бизнесе гораздо меньше, чем тех, где нужно просто правильно расставить приоритеты и принять верные организационные решения.

Заметки о том, как можно сделаться успешным управляющим фитнес-клубом и как сделать ваш клуб прибыльным, читайте на этом блоге и на моей странице в ФБ.

Слишком сложно? Обращайтесь ко мне за личной консультаций! Не видите смысла в разовых консультациях? Могу взять ваш клуб на постоянное обслуживание или в управление.


Ваш Павел Авдокушин